Изготавливаем печатную
продукцию с любовью!
Меню
info@atem.su +7 (831) 235-20-30 Заказать звонок

Термины и технологии

Акклиматизация бумаги (картона) — процесс, при котором влажность бумаги приходит в равновесное состояние с уровнем влажности воздуха в производственном помещении. Для обеспечения стабильной влажности бумаги в производственных помещениях поддерживается постоянная влажность воздуха 45-55% зимой и 50-60% летом. Также обеспечивается стабильная температура: +18…+22 °С зимой, +19…+23° С летом. Самый простой метод акклиматизации — выдерживание распакованной бумаги на стеллажах в печатном цехе в течение суток или более.

Биг, биговка — формирование линии, по которой далее будет происходить сгибание продукции. Благодаря биговке бумага или картон не ломается при сгибании, само сгибание происходит легче, а линия сгиба получается ровной. В отличии от фальцовки, данная операция только формирует линию, по которой потом будет сгибаться продукция, а само сгибание уже отдельная операция. По умолчанию продукция, на которой сделана биговка(открытки, папки и тп) сдается заказчику в развернутом виде, а окночательную сборку заказчик производит самостоятельно. Исключение составляют изделия, в которых присутствует склейка(коробки, папки с клеевым карманом).

БлистерБлистерный лак - лак с вкраплением блестящих частиц. Широко применяется при изготовлении подарочной упаковки.

Брошюра — многостраничное издание. Могут применяться различные виды переплета.

ВД-лак — это воднодисперсионный(водорастворимый) лак, который наносится на бумагу в специальной секции печатной машины. Применяется для защиты красок от истирания, он быстро сохнет, что позволяет производить послепечатную обработку практически сразу после печати.

Выборочное лакирование — это нанесение глянцевого или матового лака ( офсетного, ВД-лака, УФ-лака) на определенные области печатного изделия (выборочно).

Выворотка — инверсионное отображение элементов макета. В качестве примера можно привести белый текст на цветном фоне.

Вылеты — в полиграфии это припуски к обрезному формату, которые необходимо создавать, когда часть изображения уходит «под обрез», то есть линия реза проходит не по пустому полю незапечатанной бумаги, а по картинке. В случае, если вылеты не оставлены, то по границе листа после подрезки могут образовываться полоски незапечатанной бумаги, причём, при неаккуратной резке они будут иметь разную ширину в разных частях изображения, то есть будут оставлять впечатление косого реза. Зона вылетов зависит от вида продукции, в которых разная точность резки частей или всего изделия диктует необходимый размер. Но для большинства изделий достаточной зоной является 3 мм.

Вырубка — операция постпечатной обработки, в ходе которой с помощью вырубных форм (штанцев) из листа высекают элемент по требуемому контуру. Применяется при производстве упаковки, изделий с фигурными краями.

Высечка — это процесс, при применении которого стопе бумаги придается определенная геометрическая форма. Для этого используется специальный пресс, в который устанавливается металлическая форма, которая под давлением и высекает стопу бумаги. Высечка обычно применяется для изготовления карманных календарей, этикеток, кольереток.

Евробуклет — популярная разновидность одностраничного рекламного буклета, имеющая два параллельных сгиба. Формат в развернутом виде — А4.

Кашировка — это соединение двух материалов (например картона и микрогофрокартона) специальным клеем.

Клеевое бесшвейное скрепление (КБС) — одна из разновидностей переплета многостраничной продукции. Скрепление элементов книжного блока с обложкой происходит при помощи клеевого состава.

Клише — печатная форма высокой печати для воспроизведения иллюстраций или текста, изготовленная из металлических или полимерных материалов гравированием или фотомеханическим методом. С помощью клише делается тиснение нужной конфигурации.

Конгрев (конгревное тиснение) — придание рельефа изображению. Выполняется выдавливанием материала между клише (матрицей) и патрицей (ответной частью). Изображение получается выпуклым.

Красочность печати — количество красок, которые используются для печати данной продукции. Например  красочность полноцветного одностороннего изображения обозначается 4+0, где "4" - количество красок печати лицевой стороны, а "0" - количество красок печати оборотной стороны(в данном случае без печати).

Кубарик — стопка бумаги небольшого формата. Листы скрепляются с одной стороны на клеевую полоску с одной стороны для легкости отрыва. Используется для записей, различных пометок. Часто изготавливается с элементами фирменного стиля.

Лакирование — сплошное или выборочное покрытие поверхности листа слоем прозрачного лака. Лаки различаются по внешнему виду:

 по способу закрепления:

      • УФ или ултрафиолетового закреления;
      • ВД или водно-дисперсионный;
      • офсетный(масляный).

Ламинирование — способ облагораживания листовой печатной продукции (бумаги, картона). Выполняется припрессовкой специальной пленки на ламинаторах с одной или двух сторон.Пленка может иметь разную толщину, быть матовой или глянцевой. Она придает печатной продукции блеск, жесткость, создает надежную защиту от внешних воздействий. Различают холодное и горячее ламинирование.

Листовка — вид непериодического листового издания, запечатанного с одной или двух сторон. Обычно текстового содержания, возможно наличие иллюстраций. Чаще всего выпускается с рекламными или агитационными целями.

Люверс/пикколо — металлическое кольцо, которое обрамляет отверстие в полиграфической продукции во избежание разрыва этого отверстия. Применяется при изготовлении настенных календарей, бирок, пакетов и т. п.

Марашки — белые(пробельные) точки на печатном листе. Данный дефект может возникать из-за попадания пыли в процессе печати. На каждые 0,35м2 площади печатного листа по ГОСТу допускается до 2х таких точек, размером не более 1,5 мм в количестве 2-х штук на 0,35 м2.

Нумерация — это печать номеров на печатной продукции (бланках, билетах и т.п.). Нанесение может осуществляться при помощи ручных и автоматических нумераторов, принтеров или непосредственно в печатной машине специальной нумерационной секцией одновременно с печатью основного изображения.

Переплет — способ скрепления внутренних страниц с обложкой при изготовлении многостраничной продукции. Переплет делится на мягкий и твердый. 

Мягкий переплет разделяют по способу скрепления:

  • на металлические скобы
  • на металлическую или пластиковую пружину
  • на термоклей(КБС)

Используются данные варианты скрепления при изготовлении журналов, каталогов, брошюр.

Твердый переплет как правило используется при изготовлении книг: учебники, подарочные издания.

Перфорация — круглые, квадратные отверстия или прорези, расположенные в ряд на полиграфической продукции. Применяется для облегчения отрыва или фальцевания. Перфорацию наносят с помощью перфоратора или специального штампа, установленного в тигельный пресс.

Плашка — сплошная однотонная заливка большой площади.

Плотность бумаги, картона — один из параметров материала. Согласно принятым обозначениям указывается в граммах на метр квадратный. Зачастую под плотностью многие понимают толщину материала, однако это не совсем верно, так как толщина зависит еще зависит от пухлости материала. При отсутствии понимания какую плотность необходимо выбрать при заказе той или иной продукции можно пользоваться простым примером: стандартная офисная бумага для использования в принтерерах и копирах имеет плотность 80г/м2, а визитные карточки изготавливаются на бумаге 300г/м2.

Полоса — страница в блоке многостраничного издания.

Полноцветная печать — печать всех цветов и оттенков изображения. Так в полиграфии под полноцветом принято считать цветовую модель CMYK, то печать происходит в четыре краски: Голубая, Малиновая, Желтая и Черная.

Препресс (prepress, пре-пресс) — процесс подготовки макетов к печати: корректура текста, дизайн, цветоделение, расстановка терппингов и тд.

Приладка — настройка оборудования перед изготовлением продукции.

Пружина для переплета — вид скрепления листовой продукции. Пружина может быть металлической, либо пластиковой. Металлическая используется при изготовлении квартальных и перекидных календарей, блокнотов и тетрадей, пластиковая получила более широкое применение в переплете офисных документов. Металлические стоят дороже, пластиковые можно снимать и устанавливать вновь. Оба типа пружин могут быть различных цветов и разного диаметра.

Ригель — кусок проволоки с петлей, расположенной посередине. Вставляется в пружину при скреплении wire-o. Ригель обеспечивает возможность повесить печатное изделие, чаще всего календарь, на стену и переворачивать через него листы.

Рицовка — не сквозное прорезание картона на половину его толщины. Рицовка делается в местах сгиба как альтернатива биговке.

Тираж — это суммарное количество экземпляров печатной продукции одного наименования.

Тиснение фольгой — это процесс припрессовки специальной фольги на изделие.

Треппинг — технологический прием, позволяющий компенсировать неточности приводки. В ходе операции контур плашек немного утолщается, что позволяет убрать зазоры на стыке двух зон разного цвета.

УФ-лак — лак, высыхание которого происходит благодаря ультрафиолетового излучению, благодаря которому и получилась аббревиатура УФ. Возможно встретить написание UV-лак. Основные функции данного покрытия - декоративная и защитная. UV-лак может выступать заменой ламинированию. Поверхность изделия получается идеально гладкой. УФ лак бывает глянцевым и матовым. Может покрывать всю поверхность или только частично.

Фальц — сгиб листа по прямой линии. Для предотвращения заломов на плотных бумагах выполняется по предварительно сделанному бигу. На легких бумагах можно делать без биговки.

Формат бумаги — размер материала, соответствующий определенному стандарту. Более подробно с используемыми форматами можно ознакомиться на странице сайта СТАНДАРТНЫЕ ФОРМАТЫ БУМАГИ.

Цветовая коррекция (или цветокоррекция) — это изменение цветовых характеристик изображения при подготовке этого изображения  к печати. Данный процесс может проводиться в соответствии с требованиями заказчика, либо технологического процесса и других причин.

Цифровая печать — это технология прямого нанесения изображения на запечатываемый материал без использования  печатных форм. Цифровая печать позволяет изготавливать малые тиражи, от одного экземпляра печатного изделия.

Штамп(вырубной штамп, штанцформа) — нож для вырубки продукции из листового материала. С помощью штанцформы можно делать вырубку, биговку и рицовку

Вполне вероятно, что необходимый Вам штамп уже имеется у нас в наличии. Посмотреть описание и скачать соответствующий макет можно в каталоге штампов.

CMYK — цветовая модель, аббревиатура которой английским обозначениям цветов: Cyan, Magenta, Yellow, BlacK. В обиходе можно услышать различное произношение: "цмик", "смик", "смук". Так же используются выражения «триадные краски» или «полноцвет». Субтрактивная схема формирования цвета, используемая при печати. В отличие от RGB, эта цветовая модель основана на восприятии отраженного цвета, поэтому напечатанные картинки зачастую выглядят менее яркими, нежели на мониторе.

Pantone®— одна из самых распространенных моделей в полиграфии. В отличии от модели CMYK, нужный цвет получается не наложением одного базового цвета на другой в процессе печати, а смешением нужного оттенка из базовых и печать производится уже готовой краской нужного цвета. Каждый цвет в системе Pantone® имеет свой уникальный номер. Благодаря этому можно  достигать точную цветопередачу необходимого оттенка на различных материалах и при использовании разных технологий печати. Цвета Pantone® отличаются для немелованных, мелованных глянцевых и матовых бумаг, также отдельно вынесены металлизированные цвета(золото, серебро). Из недостатков можно указать тот факт, что данные цвета не могут быть воспроизведены стандартными красками CMYK.

RGB — еще одна цветовая модель, описывающая способ синтеза цвета для цветовоспроизведения. Аббревиатура RGB происходит от английских слов Red, Green, Blue - красный, зелёный, синий. По тонам цвета имеет более широкий цветовой охват (может представить более насыщенные цвета), чем типичный охват цветов цветовой модели CMYK, поэтому иногда изображения, замечательно выглядящие в RGB, значительно тускнеют и гаснут в CMYK. Но, к сожалению, RGB не подходит для полиграфии. Всю цветовую информацию надо переводит в CMYK. Прежде всего это связано с технологиями печати. Данная цветовая можель основана на восприятии цвета с внутренним источником света(подсветкой "изнутри").